ЗавершёнАукцион № 131, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №131
    29 ноября 2018 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, открытки, исторические бумаги и плакаты

    29 ноября Аукционный дом «Литфонд» проведет 131-й аукцион, на котором будет выставлено около 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, открыток, исторических бумаг и плакатов на общую сумму свыше 20 000 000 рублей.

Лот 187

лот 187
Каталог аукциона
[«По шпалам – всю жизнь». Экземпляр с автографом и правками автора] Цветаева, М.И. Стихи к Блоку / обл. А. Арнштама. Берлин: Огоньки, 1922.
Эстимейт:
1 000 000 – 1 100 000 руб.
Финальная ставка:
1 000 000 руб. €10 020 $10 685
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 16 апреля
  • Евро99.79 руб.
  • Доллар США93.59 руб.
просмотров: 3 582

«По шпалам — всю жизнь». Экземпляр с автографом и правками автора

Цветаева, М.И. Стихи к Блоку / обл. А. Арнштама. Берлин: Огоньки, 1922. 47 с. 13,3×10 см. В современном составном переплете. Издательская иллюстрированная обложка сохранена. Ошибка в пагинации: после с. 24 следует с. 27 (шмуц). Орнаментация книги выполнена Александром Арнштамом. Книга вышла в конце января — начале февраля 1922 года.

На с. 34 авторская правка: вместо «Схватить его! Крепче! / Любить и любить его лишь» — «Схватить его! Крепче! / Любить и любить пока жив!»

На странице издательской марки автограф: «Дорогой Берте Абрамовне Шкрацкой — во имя нашей общей любови к двум прекраснейшим. Марина Цветаева. Берлин, 31го нов. мая 1922 г.».

Вероятно, автограф адресован художнице Берте Абрамовне Лазаревой (по мужу; девичью фамилию художницы нам найти не удалось) (1889-1975), эмигрировавшей из России в Берлин в 1921 году. В Германии Берта Абрамовна жила до 1926 года, после чего переехала во Францию. Художница участвовала в выставке «Рождественский базар» в галерее La Renaissance (1934), жертвовала свои картины на выставку-продажу русских изделий (1935), участвовала в Весеннем салоне (1936), Салоне художников-декораторов (1939). В 1939 году вместе с Любовью Поповой выполнила костюмы по рисункам Пикассо к балету М. де Фалья «Треуголка» для Русского балета Монте-Карло.

Уникальным явлением в истории русской литературы является литературный Берлин двух лет (1922-1924), когда чуть ли не все русские писатели (и другие люди искусства) оказались в немецкой столице. В 1922 году в Германии был установлен своеобразный рекорд: русских книг опубликовалось больше, чем немецких. В таком «русском» котле художница и поэт могли встретиться запросто.

Однако, сложно сказать, кого имеет в виду Цветаева, говоря в своей дарственной о «прекраснейшем» — об издателе Абраме Вишняке или о муже — Сергее Эфроне.

Когда началась Гражданская война, Сергей Эфрон стал офицером Добровольческой армии и пропал без вести. В июне 1921 года Цветаева узнала от Ильи Эренбурга, что Эфрон жив и находится в Чехии.

Марина Ивановна с дочерью Ариадной приехала в Берлин 15 мая 1922 года — тогда появилась возможность после четырех лет разлуки встретиться с мужем и соединиться с ним. Всего за неделю Цветаева оформила для себя и дочери разрешение на выезд за границу. Ехали в общей сложности четверо суток. По приезду некоторое время жили у Эренбурга. Знакомство с издателем «Геликона» Абрамом Григорьевичем Вишняком также состоялось в тот же вечер, после чего между ними завязался настоящий роман, завершившийся «романом в письмах». Впрочем, обмен письмами трудно назвать перепиской: Цветаева написала Вишняку девять писем между 17 июня и 9 июля 1922 года, а в ответ получила лишь одно письмо.

Сергей Эфрон приехал в Берлин через месяц после жены, в середине июня. Цветаева почему-то не получила от него телеграммы, и они с Алей примчались на вокзал, когда он был, по ее воспоминаниям, «безлюден и бесполезно-гулок, как собор по окончании мессы. Серёжин поезд ушёл — и ушёл давно; и духу не осталось от пассажиров и встречающих. Остывая от бега и цепенея от ужаса, мы тщетно и тщательно обследовали перроны и залы ожидания, камеру хранения и ресторан — Марина в новом синем платье, я — в новой матроске — такие нарядные! И такие несчастные, потерянные и растерянные, как только во сне бывает...«[46]. Они долго бродили по белой от солнца, палящей от зноя привокзальной площади в надежде увидеть Серёжу. Затем они услышали его голос: „Мариночка! Мариночка!“ Откуда-то с другого конца площади бежал, маша нам рукой, высокий, худой человек, и я, не зная, что это — папа, еще не узнавала его, потому что была ещё совсем маленькой, когда мы расстались, и помнила его другим, вернее, иным, и пока тот образ — моего младенческого восприятия — пытался совпасть с образом этого, движущегося к нам человека, Серёжа уже добежал до нас с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывшую перед ним руки, словно оцепеневшие».

Приезд Эфрона, судя по всему, не погасил вспыхнувшего увлечения Вишняком. Сергей узнал о романе с издателем, и, вероятно, эта история (наряду с другими причинами) также послужила причиной его скорого отъезда.

Из воспоминаний Ариадны Сергеевны следует, что серьезные и неожиданные для Цветаевой политические разногласия с мужем обнаружились с самого начала их встречи в Берлине. Эфрон, оказывается, собирался в будущем вернуться в Россию: «Обратно, Мариночка, можно, только пешком — по шпалам — всю жизнь».

Экземпляр обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

Полянская, М. 77 дней Марины Цветаевой в Берлине. [Статья] // Семь искусств. № 1, январь 2014.

Искусство и архитектура русского зарубежья. [Персоналии] / artrz.ru

Продажи автографов Марины Цветаевой: Аукцион «Литфонд» № 74 — 5 750 000 руб. (автограф Б. Пастернаку на «Царь-девице»), № 107 — 6 750 000 руб. (письмо), № 99 — 4 100 000 руб. (стихотворение).

Аукцион №131
29 ноября 2018 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, открытки, исторические бумаги и плакаты

29 ноября Аукционный дом «Литфонд» проведет 131-й аукцион, на котором будет выставлено около 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, открыток, исторических бумаг и плакатов на общую сумму свыше 20 000 000 рублей.

Среди старопечатных редкостей выделяется первый светский роман «История о Варлааме и Иосафе» в переводе Симеона Полоцкого с иллюстрациями Симона Ушакова, изданный в Москве в 1681 году.

Не менее интересна и знаменитая уничтоженная цензурой работа П. Мантегацца «Гигиена любви», включенная известным библиографом С. Минцловым в список редчайших книг. 12 сентября 1891 года книга была представлена в С.-Петербургский цензурный комитет, а уже 14 сентября на книгу был наложен арест. Министр внутренних дел И.Н. Дурново писал: «Книга эта, написанная языком популярным и общедоступным, не может не иметь вредного развращающего влияния». Постановлением Комитета министров 22 октября 1891 года книга запрещена и уничтожена 19 ноября.

Среди редчайших лотов русского авангарда можно назвать лубок «Вильгельмова карусель», созданный Казимиром Малевичем в соавторстве с Владимиром Маяковским в 1914 году, а также каталог знаменитой футуристической выставки «Магазин». Выставка была организована В. Татлиным в 1916 году в Москве. Ее экспозиция включала 95 произведений, среди авторов первые имена — Л. Бруни, И. Клюн, К. Малевич, В. Пестель, Л. Попова, А. Родченко, Н. Удальцова, А. Экстер и другие. К этой же категории можно отнести и редчайший тифлисский самиздат Д. Гордеева с его автографом «Не тот кого хотел настоящий или История одного брака», подготовленный в 1920 году.

Редчайшим можно назвать документ эпохи начала НЭПа в России — мандат за подписью Лаврентия Берии, тогда заместителя председателя азербайджанского ЧК, предоставляющий исключительные полномочия производить осмотры и обыски как в частных, так и в государственных книжных магазинах с целью изъятия книг.

Уникальный лот аукциона это обретенный автограф Марины Цветаевой на очень редкой ее книге «Стихи к Блоку», изданной в Берлине в 1922 году. Неожиданными являются находки второй половины XXвека, такие, например, как четыре грамоты лучшему чтецу и сборщику макулатуры, выданные на имя знаменитого Петра Мамонова — будущего актера, поэта и рок-музыканта, лидера группы «Звуки Му»; удостоверение «Ленфильма» № 311 на имя режиссера-постановщика Геннадия Шпаликова; конверт с ранней запиской музыканта Игоря Талькова; дневник погибшего экипажа космического корабля «Союз-11», заполненный В. Пацаевым; развернутый автограф Юрия Андропова и многое другое.

Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 20 по 28 ноября 2018 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 29 ноября в 19:00 по тому же адресу.

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/131; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 61

«Напуганные жидами»

  • Захарьин (Якуннн), И.Н. Тени прошлого. Рассказы о былых делах. СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1885. [2], II, 352 с. 18×11,5 см. В современном составном переплете. Фрагменты ...
Лот 337

Игорь Тальков и группа «Фанты»

  • Почтовый конверт, собственноручно заполненный певцом Игорем Тальковым и отправленный им во время службы в армии из воинской части № 93848 ...
Лот 278

Дзержинский в полный рост

  • [Оттиск к первой, доцензурной версии кинокартины] Двухчастный рекламный плакат художественного фильма «Дзержинский» / худ. Я. Руклевский, Н. Хомов. М.: ...
Лот 123

А Лансере – подвел вас…

  • [С «безграмотными» рисунками Лансере] Кондрушкин, С. Сирийские рассказы / рис. Е. Лансере. СПб.: Знание, 1908. 4, 252 с., 2 л. ил.: ил. 20×13 см. ...
Лот 58

Кубанцы графу Бобринскому

  • [Из собрания графа Бобринского] Кубанский сборник: Труды Кубанского областного статистического комитета / издаваемые под ред. Е.Д. Фелицына [автограф], ...
Лот 205

Похоть Марка Шагала

  • Марк Шагал. Оригинальная гравюра «L’Envie [Похоть]» из серии: Les Sept péchés capitaux [Семь смертных грехов]. 1925 [отпечатано в 1926]. Бумага, офорт, акватинта. ...
Лот 159

Из раннего авангарда

  • Футуристическая выставка «Магазин». Каталог. [М.], 1916. [4] с. 23,7×15,4 см. В хорошем состоянии. Выставка «Магазин» была организована В. Татлиным ...
Лот 271

Как позвонить на дачу Сталину?

  • [«Сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин...». Под грифом «Для служебного пользования»] Список абонентов правительственной автоматической ...
Лот 174

История одного брака в Литфонде

  • [Редчайший тифлисский самиздат] Гордеев, Д. [автограф] Не тот кого хотел настоящий или История одного брака. Тифлис, 1920. [3] c. 22,5×18 см. Машинописный самиздат ...
Лот 161

Три Ремизова в одной книге

  • [Ремизов переплел Ремизова] Ремизов, А. Среди мурья. Рассказы. М.: Северные дни, 1917. 239 с. 23×16,5 см. В владельческом переплете. Издательская обложка ...

    Ближайшие аукционы