Авилов Михаил Иванович (1882–1954) «Русский богатырь Пересвет». Эскиз к картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Начало 1940-х.
Картон (составная основа), масло, 37,5×46 см (в свету) .
В правом нижнем углу авторские инициалы: «М.А». На обороте удостоверяющая надпись дочери художника: «Голова участника поединка / на Куликовом поле Инока русского богатыря / Пересвета с татарским ханом Челибеем. / Я дочь художника Авилова Круглова удостоверяю / подлинность работы Мих. Ив. Авилова / моего отца / З Круглова / сентябрь 1998 г. / Ст Петербург».
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — одна из наиболее значимых в творчестве А.М. Авилова. Полотно было написано в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Замысел картины, ставшей подлинным событием в переломный год Великой Отечественной войны, родился у художника за 25 лет до его осуществления. Еще в 1917 году художник выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», не удовлетворившую его и позже им уничтоженную. Масштабная трагедия Великой Отечественной войны приблизила подвиги предков, подняла на щит героические дела народа, воскресила далекие исторические события, придала им остро современное звучание.
Живописец, график, сценограф. Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л.Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 годах в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф.А. Рубо, с 1910 года — Н.С. Самокиша. Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917). В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Произведения художника хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.